Геймплей против сюжета в BioShock Infinite

Настоящее событие, прорыв в рассказывании интерактивных историй, пример в жарких спорах о достижении игр высокого искусства – все это BioShock Infinite. Игра вышла достаточно давно, поэтому ниже я позволю себе беспощадные спойлеры!

BioShock Infinite на самом деле очень хорошая игра, но не задела меня как всех остальных игровых обозревателей, поставивших ей в свое время «игру года». Она сначала мне даже не понравилась, а держала у экрана лишь режиссурой сюжетных моментов. Поэтому, прежде всего, расскажу про ее плохую сторону.

BioShock-Infinite-Scr-line

Естественно, это геймплей, здесь все критики единодушны. Он не то чтобы плохой, но не сделан на уровне остальных аспектов игры. История и персонажи здесь будто из квеста или ролевой игры, а пострелушки из незамысловатого экшена.

Есть много видов оружия, ведущего себя абсолютно по-разному, своеобразная магия, представляющая из себя мутации из-за выпитых тоников, разбросанных по миру. И оружие и магию можно апгрейдить в торговых автоматах, расширяя различные их возможности. Звучит хорошо, но к концу игры у меня было прокачано 2 ствола из десятка до максимального уровня и ни одной магии! При этом все деньги уходили на покупку патронов и аптечек. Где набрать на все это деньги? Как узнать, какой апгрейд понадобится, учитывая, что оружие меняешь как перчатки из-за жесткого ограничения на носимый арсенал? Непонятно.

BioShock-Infinite-Scr 2

Есть два уникальных элемента, которые сильно разнообразили схватки. В воздушной Колумбии есть сеть рельсовых путей, по которым можно кататься с помощью девайса, надеваемого на руку (он же используется в качестве оружия ближнего боя). Прямо во время боя можно кружить вокруг арены и спрыгивать на головы врагам. Враги тоже любят там ездить.

А второй элемент отлично вплетен в игровой процесс сюжетом. По боевым аренам разбросаны еле видимые ящики с аптечками, крюки, турели, укрытия. Они все находятся в параллельном измерении, и по щелчку кнопки Элизабет материализует объект. Появление следующего объекта уничтожает предыдущий. Вполне динамичная система, где надо следить за тем, какие объекты нужны в данный момент.

Все это вкупе с лутом, собирать который с врагов необходимо в жару перестрелки, и взаимодействием с Элизабет, которая прямо на ходу кидает очень полезные предметы, должно давать отличный эффект, но не дает. Использовать все, что предлагает игра, абсолютно не обязательно для победы, а стрелять во врагов не доставляет большой радости.

В моем случае все превратилось даже не в экшен, а в тир. Я пробегал большинство арен, где это было возможно, а в остальное время сидел за укрытием и выцеливал головы остановившихся чтобы прицелиться противников. Про тоники вспоминал, только когда прибегал какой-нибудь ворон. Последнее сражение, где надо было защищать дирижабль, было немного сложным и интересным, но и все.

BioShock-Infinite-Scr 1

Одним словом, перестрелки здесь – это тир на череде закрытых арен, для победы в которых можно использовать лишь 10% даваемых игрой возможностей. А самое плохое, что когда ты идешь к такому желанному куску действительно интересного сюжета, очередное, донельзя похожее на предыдущее, сражение изрядно раздражает, вместо того, чтобы радовать.

Многие утверждают, что на самом деле перестрелки очень глубокие, насыщенные и тактические, только включите самый высокий уровень сложности. Но на такое не следует покупаться. Глубина и интерес не достигаются сложностью. Никогда так не было. Deus Ex, Fear, Crysis – стрелять во врагов на закрытых аренах в этих играх интересно даже на легком уровне сложности, так что это отговорки.

Взаимодействие геймплея и сюжета тоже получилось довольно слабым. 2 раза за игру дают шуточный выбор, который влияет на элементы внешнего вида Букера и Элизабет (речь о повязке на руке и украшении с клеткой или птицей), а в целом все сценки сводятся к «нажмите F, чтобы увидеть мультик». Хотя есть светлые моменты, вроде расстрела жителей.

Сотню раз упомянутый сюжет иногда засыпает, а иногда посылает бегать взад-вперед по городу в поисках склада с оборудованием, хотя видно, что без этого можно было обойтись. Ну вот про него и расскажу, благо это то, что спасло BioShock Infinite.BioShock-Infinite-Scr 7

В сюжете есть несколько веток, как и полагается его хорошим представителям. Зритель сам может выбрать, за что ухватится его внимание в определенный момент, каких развязок он будет ждать. Тут эпическое восстание против рабского труда, переросшее в масштабную войну, личная месть героев религиозному лидеру Колумбии, мистические способности героини, которые явно имеют ключевое значение для раскрытия сути окружающего мира и отношений между главными героями, с мрачной историей за плечами у каждого.

Множество деталей, на которые мастерски и ненавязчиво обращают внимание, имеют большое значение: палец Элизабет, долг Букера, отцовские чувства Комстока, кровотечение у людей, умерших в другом мире… Все сюжетные линии связаны, они ведут не к чему-то глобальному, а наоборот, во главу угла поставлены личности и судьба персонажей.

Удивительно, как можно сложить вместе все детали сюжета, даже самые мелкие, в цельную картину. То есть это нормально для книги и очень хорошего фильма, а вот игры до такого хорошего повествования доходят только сейчас.BioShock-Infinite-Scr 4 - копия

В какой-то момент открывается возможность входить в параллельные миры, все чаще приходится иметь дело с близнецами, которые предстают в виде богов, стоящих над происходящими событиями. Действо все запутывается, а к концу нам выдают одно откровение за другим: что Элизабет дочь главного героя, что есть место, где миры сходятся в череду дверей, что сами миры определяются сделанными в решающий момент выборами.

А в последние 10 минут следует замечательное напряженное окончание, где все факты сводятся в историю о том, что Букер продал Элизабет за долги в этом мире, а в другом купил ее у себя же, будучи создателем Колумбии Комстоком. В течение этих 10 минут осознание истины приходит постепенно. Завершающий аккорд, когда Элизабет убивает еще не до конца понявшего все Букера, который убедил ее в необходимости уничтожить все воплощения Комстока, прекрасен.

Все бегают, сюжет развивается… и внезапно это обрывается смертью всех героев разом. При этом никаких претензий к логике – одни восхищения. Все объясняют не словами, как это часто бывает, а намеками и действиями, оставляя зрителя пораженным на идущих титрах.BioShock-Infinite-Scr-line-2

Многие сцены, как, например, расправа над Комстоком, которая не была битвой с боссом, а была неприятным и жестоким убийством, становятся очень драматичными, понятными и правильными моментами. Теперь вообще многое воспринимается совсем не так, как раньше. Отличная работа над историей.

Как и над персонажами, в центре которых Элизабет. Таких живых, полезных и важных напарников в играх почти не было. Ее рост очень хорошо показан, ее характер всегда подчеркивается во многочисленных сценках, где именно она играет главную роль, а не Букер. Сейчас она заняла важное место в игровой культуре, став популярным образом и любимым костюмчиком для косплееров.BioShock-Infinite-Scr 5 - копия

Ну и нельзя не упомянуть визуальный стиль летающего в облаках города, который удивлял еще до выхода игры. Вся игра выполнена в нем безупречно.

Выходит так, что достоинств у Infinite намного больше, чем недостатков. Это отличное произведение, но лучше бы оно было выполнено в другом жанре.

Я решил пройти BioShock Infinite, чтобы узнать значение выражения «Would You Kindly». Я часто слышал эту фразу, сказанную с сарказмом и ехидством, но вместо объяснения ее сути меня отсылали к сюжету BioShock. И действительно, в двух словах тут не скажешь. Я сам не до конца понял, потому что сюжет первой части, Infinite и двух дополнений тесно связан в запутанную историю, а старые игры помнятся с трудом. Но смысл, в котором применяется эта фраза, теперь ясен. Попробую объяснить.BioShock-Infinite-BaS-Scr 8

Элизабет в финале дополнения Burial at Sea после убийства последнего Комстока выполняет задание для местной повстанческой организации – доставить ее лидеру супер оружие, которое приведет к победе.

Атлас манипулировал главным героем на протяжении всей первой части BioShock. Манипулировал с помощью этого самого супер оружия – всесильной фразы «Будьте любезны». Это был запасной план Френка Фонтейна, перевоплотившегося в народного героя Атласа из человека, ставшего причиной разрушения подводного Восторга вместе с Эндрю Райаном. Эта фраза была ключиком к подчинению разума Джека, для чего в детстве над ним ставились эксперименты.

А глобальный смысл этой фразы в том, что обычно в подобных играх-шутерах игрок особо не выбирает свой путь, но вынужден помогать людям, выполнять их просьбы, без вопросов следовать за спутниками, рваться вперед, вместо того, чтобы повернуться и пойти домой, например. Обычно остается только довериться и покорно выполнять то, что сказано, следуя игровой логике. Но, по сути, игроком просто манипулируют таким образом, заставляя плясать под сюжет, не давая сделать ничего лишнего, подчиняя своим законам, вместо проявления воли.

Игрок всегда связан игровыми правилами. Это смысл фразы «Будьте любезны».BioShock-Infinite-Sea-gif

Кстати, я прошел BioShock Infinite с русской озвучкой студии CGInfo, которая вышла сравнительно недавно. Как всегда с такими озвучками, сделано старательно, голоса хороши, но с оригиналом не сравнится. Как уже было сказано, я прошел игру очень быстро, так что скриншоты к статье уже постфактум пришлось искать в сети. Да я даже не думал, что буду писать об Infinite, пока не прозвучала последняя нота замечательного финала.

Не сказать, чтобы в процессе было скучно, а вот финал оказался необычайно ярким. То, что игра быстро забылась, не такое уж и разочарование. Поэтому по привычной десятибалльной шкале BioShock Infinite заслуживает  9  баллов. Все же история здесь — это нечто уникальное, а на протяжении прохождения очень часто создается впечатление, что кто-то управляет тобой, давая мнимый выбор куда смотреть, куда стрелять, но кругом все равно неумолимо происходит то, что должно происходить, ведь ты лишь вокруг большого театрального действа. И не сказать, что это впечатление не внушало восторга.

Читайте также...

Оставить ответ

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Войти с помощью: 
Сообщать о
wpDiscuz