Почему The Legend of Zelda: Majora’s Mask — плохая игра

Сейчас я хочу поговорить об одной из самых общелюбимых и концептуально необычных игр в истории — The Legend of Zelda: Majora’s Mask. Но это совсем не рассказ «с душой о великом произведении».

Для начала, чтобы вы не думали, что мне не нравится Зельда или не нравится этап этой серии в эпоху Nintendo 64, скажу, что Ocarina of Time – отличная игра. У нее множество минусов, но все разительные недостатки оправданы и не мешают сиять достоинствам.

Когда я включил Маску Маджоры после Окарины Времени, она создала такое же впечатление, какое создают аддоны к современным видеоиграм. То же самое, но меньше и скомканнее.

Zelda Majoras Mask main line

Продолжение или лишняя глава

Начинается сюжет с единственно верного окончания предыдущей части, Ocarina of Time. То, что история вселенной растройняется в ней – выдумка фанатов. Нам показали, как Линк после победы над Ганоном возвращается в детство, принимает от маленькой Зельды окарину и верхом на Эпоне ускакивает прочь из Хайрула.

С этого момента стартует Majora’s Mask. Не будет принцессы и повелителя тьмы, открытого мира и эпической истории. Вместо этого предлагают решить небольшую локальную проблему – мальчику досталась древняя маска, исказившая его личность. Надо ее отнять.

Теперь вы понимаете? Это и есть вся история. Номинально играется и выглядит как предыдущее приключение о спасении мира в двух временных линиях с десятком ключевых персонажей. Что только усиливает очевидный факт, что Маджора является небольшим дополнением по мотивам Окарины.

Ладно, если бы таким же качественным, но нет. Как выглядит классический аддон: меньше контента, действие концентрируется на локальной территории, персонажи все старые, сюжета очень мало, чтобы он не вмешивался в канву основной серии. Это все о Majora’s Mask!

Zelda Majoras Mask link line

Концепция мира

Подземелий осталось всего 4. Игровой мир состоит из четырех больших зон на окраинах города Клоктаун. Модельки жителей Клоктауна бесстыже скопированы с обитателей Хайрула. А зачем стараться?

Схема прохождения изменилась. Надо решить проблемы территорий: снежных гор, океана, болота и каньона. Например, помочь несправедливо приговоренной обезьянке. Это открывает проход в подземелье. После убийства четырех боссов и сбора с них масок можно отправляться в конец последнего дня на бой с Маджорой.

А, самое главное, концепция игры в том, что вы действуете в рамках трех дней. Надо успеть доделать дела к ночи финального дня, ведь тогда Луна упадет, и настанет локальный апокалипсис. С помощью окарины можно перемотать время в начало первого дня в любой момент. Все вещи пропадут, кроме сюжетно важных; весь прогресс сбросится, кроме завершенных заданий.

Такой концепт интересен, но доставляет и массу проблем, о которых позже. Однако все же создатели смогли реализовать разные события в разные дни, объекты, доступные только в определенное время, немного меняющийся в разные периоды мир. Таким образом, надо знать заранее, что и где будет происходить, чтобы успевать везде. Звучит неплохо.

Zelda Majoras Mask moon

Приятное чувство дискомфорта

Главное достоинство Маски Маджоры – атмосфера. Вас очень хотят поставить в неуютное положение. Пугающие визуальные образы, печальные истории, падающая Луна. Безысходность, тоска и страх ощущается даже в локациях, слабо затронутых надвигающейся катастрофой. Люди начинают сходить с ума или прячутся за самообманом.

В итоге игрок чувствует себя в дискомфорте, будто за его спиной летит топор, подгоняя вперед. А еще эта игра про смерть! Да, это главная тема. Все судьбы связаны с потерей, возможной или явной. Есть даже предположение, что локации связаны со стадиями принятия смерти: отрицанием, гневом, торгом, депрессией. Именно так ведут себя главные герои заданий на четырех локациях.

Zelda Majoras Mask scr 10

Со Скалл Кидом под контролем Маски Маджоры мы встретимся в завязке и финальных сценах. Но за кадром его действия приведут к большинству проблем у встречных персонажей.

Проблемы сюжета – мертв ли Линк?

Маска Мажоры не знает, какой игрой и для кого она хочет быть. Вроде бы пугающая, давящая атмосфера, но маленький ребенок в главной роли. Ребенок и в роли злодея со своими проблемами по типу «меня обижали другие дети». И эта обида идет нитью через весь характер злодея. Что за сопливые, никому не сдавшиеся, детсадовские проблемы рядом с устрашающим ликом падающей Луны?

Как только мы попадаем в главную локацию после пролога, мы не пробираемся в замок при помощи нигде больше не встречающийся механики стелса, мы не ищем старосту-отшельника с магическим артефактом, как на SNES. Мы должны получить код для прохода в тайное убежище местной детворы. Для этого надо найти пять малышей, играющих с вами в прятки на улицах!

Даже если опустить фактор «какого черта я делаю», нам подсовывают очевидный сайд-квест как основной! За такие задания обычная награда – часть сердца, а не продвижение по сюжету. Это уже не говоря, что я стоял около башни с часами 10 минут в ожидании полуночи.

Кстати, если позволить Луне упасть в первый день, Линк окажется у продавца масок, и будет учиться новой мелодии, как будто отмотал время назад как задумывалось. Знаете, здесь я начал верить в теорию о том, что Линк мертв, а вся эта игра – плод воображения его угасающего мозга.

Очень занимательная теория, кстати. Постановка сцен такая нелогичная, дерганная и схематичная, что кричит о ее состоятельности. Тот же масочник, который между двумя кадрами прыгнул за стул несуществующего доселе пианино и вдруг заиграл. Линк проваливается в бездонную дыру и оказывается в другом мире. Откуда-то взялась Эпона. По меньшей мере подозрительны такие странности.

Zelda Majoras Mask god art

Если собрать все маски, то четверо детей на Луне попросят их себе в подарок. Можно раздать драгоценное имущество и пройти 4 испытания. Тогда с финальным боссом Линк встретится в обличье Злого Божества.

Маленькие истории персонажей

В целом сюжет сносен, если забыть о его скудности и диссонансе взрослой атмосферы с детсадовскими диалогами. Присутствует много маленьких историй. Буквально однострочных. Например, дочка держала взаперти папу, который исследовал зомби и сам обратился в нежить. Это все, что мы узнаем. Линк освобождает мужчину, и они с дочкой обнимаются. Такого здесь много, и это хорошо.

Здесь так же есть обитель Зора и Горонов. Сохранилось даже ранчо Романи. Ранчо – единственное место, ставшее интереснее с предыдущей игры. Теперь здесь живут две сестры. С одной надо будет с огоньком прокатиться на повозке, а с другой поохотиться на инопланетян, похищающих коров. Да, здесь встречаются приятные моменты, но они скоротечны или испорчены геймплеем.

Фея Татум, конечно, несоразмерно приятнее для компании, нежели Нави, которая была внутриигровой ненужной подсказкой, а не персонажем. Но, так как ее партнер немой, то монологи Татум выглядят как несостоявшиеся мысли или фразы Линка. Плохо воспринимаешь, где кончается характер феечки, который все же есть, а где начинаются реплики, принадлежащие самому главному герою, если бы у того был голос.

Можно встретить настоящий большой побочный квест. С сюжетом о хозяйке гостиницы и мальчике, которые как бы пара, но он так и останется заколдованным малышом. Довольно милое окончание, учитывая, что в момент их воссоединения до апокалипсиса гарантированно будет оставаться 2 часа. Вокруг будут взрывы и паника. Квест как раз займет полные три дня. Вот только надо точно знать, что делать.

Zelda Majoras Mask scr 20

Свадебный обряд был для него важнее всего. Наивный.

Играй и собирай

Игровой процесс в целом повторяет Окарину Времени во всем. Они взяли идею покупки масок, маленького квеста в столице Хайрула, и развернули из нее новую игру. Добавилось много мелких фишек и много мини-заданий вроде поиска лучшего ракурса для фотографии на реке.

Раздражает немного, что вручную сохраниться нельзя. Вас автоматически сохраняет в начале каждого цикла или при ударе мечом по статуе совы, коих всего-то штук 8. Понятно, конечно, зачем это сделано, но все равно нельзя просто бросить играть на любом моменте. Время становится врагом и в реальной жизни.

Zelda Majoras Mask masks line

Кроме огромного количества мини-игр и нескольких маленьких подземелий с поиском жуков (призы дают ценные, но этих жуков без подсказок или стальных нервов не найти), глобальное побочное задание на эту игру у вас – помогать людям и коллекционировать их маски.

Для этого лучше сразу взять у Бомберов блокнот. Там очень удобно помещаются фотографии встречных персонажей с событиями каждого дня. Вы теперь это знаете, а я получил блокнот, когда он уже был не нужен. Игра ведь не намерена сообщать нужную информацию для комфортного прохождения.

Так вот у многих людей в Термине будут к вам небольшие квесты. Маски-награды не очень-то нужны. Хуже – они нужны, чтобы собрать другие маски, и в конце получить маску за сбор всех масок. Вот такое эффективное коллекционирование. Использование трех превращающих масок, напротив, очень хорошо реализовано. Постоянно, во всех локациях, будут места, где они понадобятся.

Тут вообще очень любят задания в духе «найди 100500 скрытых объектов». А что, усилий для дизайнеров минимум, зато полноценное задание и масса убитого времени игрока. В каждом подземелье летают феи. Их надо всех найти и отнести Великим Феям, что живут в пещерах неподалеку. Они одарят чем-то приятным. Даже можно отхватить лучший меч.

Причем обидно, что награды стоящие, а за ними приходится обыскивать уже пройденные подземелья. Бэктрекинг адский. В Окарине Времени надо было возвращаться только за золотыми жуками, которые не очень-то нужны.

Zelda Majoras Mask dark line

Геймдизайн, ужасная участь постигла тебя

Не думал, что когда-либо скажу это по отношению к игре, в названии которой есть «The Legend of Zelda», но здесь встречаются серьезные просчеты в геймдизайне. С самого начала на болоте можно измучиться, прыгая по платформам с цветами в саду Деку. Пришлось использовать сейв стейты на эмуляторе. И все равно это заняло 20 минут!

Есть и хуже примеры. Пройдя храм в болотах и вернувшись в первый день, я отправился на поиски денег и стрел. Переместился к сове у храма, а оттуда нет выхода на поля Термины! Игра, видимо, предполагает, что я открою еще какую-то точку быстрого перемещения к этому моменту. В итоге я оказался в ловушке. Пришлось перематывать время, теряя несколько часов сбора ресурсов и поиска выхода!

Денежная система убита. В магазинах есть что покупать – это они исправили. Но тут же расписались в отсутствии баланса. Около входа в город стоят две ящерицы. Они умирают с трех ударов Гороном и дают 50 (!) рупий. Можно с пары заходов наполнить большой кошелек в начале первого дня. В чем тогда смысл? Зачем эти кристаллы, спрятанные в секретных местах по всему миру?

Несколько раз я оказывался в ситуации, когда просто не оставалось нужных ресурсов, вроде бомб-мышек, чтобы взорвать потолок. Приходилось не просто возвращаться в город, теряя полчаса, а иногда и перезагружать сохранение. Настолько здесь не продуман дизайн уровней!

Zelda Majoras Mask menu scr

Меню немного улучшили. Целую страницу отвели под маски: 20 обычных и 4 маски умерших героев, наделяющих уникальным набором способностей.

Когда-то мы ругали подводный храм за то, что там приходилось открывать интерфейс чрезмерно часто, чтобы переодевать ботинки. Ухудшенная во много раз версия есть в Маджоре! В Храме Каменной Башни нужно не только сменять три маски на каждом шагу (а для масок остается один слот, ведь другие два необходимы для окарины и крюка), но и на каждой каменной кнопке играть сложную, длинную мелодию. Вы проклянете все, пока закончите.

Некоторые из мини-игр занятны. Например, шахматный лабиринт или гонки в каньоне Горонов. Очень азартное занятие. Некоторые – утомительные и неудобные. Как полеты между воздушными платформами. Помните, как я жаловался на управление с этими полетами? Создатели решили, что это, напротив, хорошая идея, и неплохо бы устроить соревнование на время.

Но самое ужасное ждало впереди. Чтобы получить лошадь, необходимо пройти тренировку по стрельбе верхом. Поразить 10 мишеней меньше, чем за 40 секунд. Было что-то подобное в бандитской крепости из предыдущей части, но это сглаживалось ненавязчивостью и простотой.

Я серьезно потратил на эту мини-игру несколько часов в течение многих дней. И делал это с сейв стейтами. То есть пропускал диалоги. Это было ужасно – хотелось бросить и не мучиться.

Вся игра — какая-то пытка. Не цепляет ничем, в отличие от Ocarina of Time, от которой было не оторваться. Маску Маджоры пришлось проходить через силу.

Некоторые идеи загублены. Когда мальки приобрели форму нот и расположились на нотном стане (очередной бред, как и рыбий рок-концерт), я думал, что надо визуально определить, как сыграть нужную мелодию. И определил правильно. Это было интересно. Вот только не работало, в каком месте возле аквариума ее не играл.

Оказывается, надо почему-то навестись на ученого, вытащить гитару, и игра сама покажет, какие ноты нажимать. Ну зачем? Только ведь появился проблеск чего-то хорошего!

Дизайнерам не только было лень рисовать новые модельки, они еще и хорошо поиздевались над наивными геймерами. С ходу вспоминается единственный апгрейд щита. Линк повернут к камере спиной, на которой висит щит. Всю игру предлагается смотреть на страшное лицо в агонии. Всю игру! Без особого выбора.

После окончания игры, заглянув в видео прохождение, я обнаружил, что не видел очень многого. Массу мини-игр, сценок. Например, концерт Зора. Да что там, пустой слот в интерфейсе должен занимать дневник с фотографиями и расписанными по дням делами всех персонажей Клоктауна!

Я этого ничего не видел. Но это не та ситуация, когда восхищает количество контента. Это тот случай, когда много лишнего. Серьезно, я ведь уже закончил игру, а ничего из этого даже близко не имело значения. Даже если среди утерянного есть что-то интересное, игра даже не соизволит дать понять, что оно существует.

Единственное, что вторая Зельда на Nintendo 64 выглядит лучше, чем первая. Консоль обязательно требовала для нее расширение оперативной памяти на 4 мегабайта. Не хотелось бы проводить параллели, но опять же – купите наше дополнение к приставке, чтобы купить дополнение к нашей лучшей игре. Вот так что ли думали в Nintendo?

Неутешительные выводы

Разбор вышел довольно большим, учитывая, что здесь нет подробного описания особенностей геймплея. Это почитайте в обзоре Ocarina of Time. В этой статье я просто изложил свои впечатления от первого прохождения. Экспрессия от возмущения вылилась в 2 тысячи слов. Я даже не наделал скриншотов – так мне не понравилась игра.

Вы поняли, каков будет итог. Пара удачных нововведений, необычно мрачная атмосфера, интересная концепция со временем. Это положительные стороны.

Еще сложность. Эта часть гораздо, во много раз, сложнее предыдущей. Именно поэтому она не кажется короткой. Но это нельзя отнести к плюсам. Сложность в большинстве ситуаций достигается кривой камерой, постоянными падениями, неудобством управления, отсутствием ресурсов.

Некоторые ошибки в расчетах приводят к возвращению в первый день; другие – к прослушиванию тех же диалогов десятки раз. Игра попросту нагло забирает ваше время, мешая в себя играть.

Минусов сколько хотите: плохой баланс в игровых механиках и сюжете, мало нового контента, множество раздражающих моментов, бесцельное собирательство, новые способности делают управление еще более нагруженным и неудобным.

Самая низкая оценка в истории моих рецензий и строгая рекомендация не играть никогда в кусок игрового кода под названием The Legend of Zelda: Majora’s Mask. Я, словно Скалл Кид, нашел этот 34-мегабитный РОМ, который заслонил мне взор отчаянием и ненавистью. Что вполне себе достижение в проломе четвертой стены.


A-Whell Zelda Majora

 4  Эту Зельду есть за что ненавидеть

Не туда увело Nintendo желание освежить серию интересной концепцией. Однако из-за неровного сюжета, стиля и раздражающего процесса прохождения Маджора уж точно запомнится. Будет являться вам в кошмарах, но оставит след, какой не дано оставить многим.

 

Читайте также...

Оставить ответ

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Войти с помощью: 
Сообщать о
wpDiscuz