К выходу Odyssey — лучший Марио в истории

Прямо сейчас чарты и рейтинги разрываются в клочья от пришествия Super Mario Odyssey. Но у меня нет Switch, я помню того единственного Марио, который 20 лет назад стал и продолжает оставаться лучшим.

Когда к нам попала Super Mario Bros. 3 на Dendy — это был настоящий прорыв. После первой части, шедшей вместе с приставкой, третья казалась тяжеловесной, необъятной, «настоящей», а не приложением к «9999 в 1».

Здесь были необычные элементы вроде инвентаря и открытой карты, делающие из аркадного платформера нечто большее, и масса секретов. Не просто много! О новых открытиях в Марио 3 говорили в каждом дворе.

У меня было 2 телевизора, цветной и черно-белый с большущим экраном. В конце 90-х мы часто играли с друзьями в Super Mario Bros. 3, используя обычно второй вариант по понятным причинам.

Оглядываясь на эти воспоминания и сравнивая их с завершенным буквально вчера прохождением, могу сказать, что конкретно вот этот олдскульный Марио — лучший в серии. Nintendo сейчас делает шедевры, многие не помнят настолько древние консольные времена, поэтому мое заявление нужно как следует обосновать.

Каждый отрезок уровня ставит в какую-то новую ситуацию.

Super Mario Bros. 3 вышла на 8-битных консолях NES и Famicom. Впервые выход произошел в Японии 23 октября 1988 года. Получается, я старше на полгода.

К слову, Super Mario Bros. 2 была совсем не похожа на канон. Там можно было летать принцессой Пич и бросаться выкопанными кустами. Даже если она попадалась на картриджах, то вызывала недоумение. Следующая часть вернулась к традициям и продемонстрировала впечатляющую эволюцию.

Руководителями разработки выступили Сигеру Миямото и Такаши Тезука. Одни из самых талантливых работников Nintendo, остающихся и сейчас у руля серий The Legend of Zelda, Pikmin и Mario.

Управление честное — скакать по таким вот маленьким платформам можно без ругани.

Сразу скажу, почему я являюсь приверженцем платформеров о Марио, а не о Сонике, например. Особенностью Марио с самого первого SMB выступает «шахматный» геймплей.

Каждый сантиметр уровня — отточенная головоломка, которую необходимо решить оптимальным способом и исполнить с минимумом четких движений. Право на ошибку дается не всегда. Переигрывай и учись.

Ключевую роль при таком подходе играет геймдизайн. Он тут превосходный. То, как игрока знакомят с управлением без использования текста, приводят сейчас в качестве образца.

Умирать придется много. Очень. Сложность высокая и, опять же, честная.

В самом начале мы сталкиваемся с картой первого мира. Да, здесь есть карта с нелинейным прохождением и секретными проходами. Всего в игре 8 королевств-миров с большими картами в разных тематических зонах.

Дело в том, что дети Боузера, Купалинги, украли у королей их волшебные палочки и превратили тех в разных животных. Финалом каждого королевства является штурм воздушного корабля очередного Купалинга. С шумом армады пушек, жаром огневых установок и боссом, поджидающим в трюме. Привычные темные замки здесь встречаются намного чаще.

В конце, конечно, окажется, что Боузер отвлекал таким образом внимание братьев, пока похищал принцессу Пич. Кроме треклятых льдов, предстоит побывать в пустыне, в трубных зарослях, на облаках. Передвижение по карте создает больший эффект приключения и планирования.

Самый классный уровень, где все ОГРОМНОЕ.

Уровни очень маленькие, на 2 минуты максимум. Современным разработчикам, которые делают аркадам уровни по 8-15 минут, надо линейкой по рукам бить. Привет, Sonic Team. Одно удовольствие переигрывать, постоянное разнообразие, бросать не хочется.

Стандартный платформинг слева направо с разбиванием кирпичей и прыжками на врагов. Теперь можно еще брать и кидаться некоторыми объектами. Марио подвержен инерции. Это необычно, но архитектура уровней заточена именно под это. Управление отзывчивое, несмотря на инерцию.

Игра чрезвычайно сложна. Все 8 миров нужно пройти за раз, без продолжений, зная срезки и распределяя предметы на поздних уровнях. Расположение и поведение каждого врага необходимо запоминать, но это не запредельно сложная задача, сказывается мастерский геймдизайн.

Те, кто сравнивает Cuphead с Dark Souls, поиграйте в это. Чашкоголовый просто на курорте отдыхает, а не варится в аду Грибного королевства. Раньше понятие сложности было другое — это как раз о таких играх, как Super Mario Bros. 3.

Если хотите добраться до Боузера в Темном мире, ничего у вас не выйдет без накопления жизней. Прежде всего, за 100 монет дают жизнь. Как и прежде, есть способы набить максимум жизней, пиная врагов без приземления. Основным источником бессмертия станут аж 4 вида бонусов.

На последнем экране уровней можно выбить звезду, гриб или цветок. За три звезды дают 5 жизней, за остальное — меньше. На карте есть специальные клеточки, карты и грибные домики, где можно поиграть в мини-игры: однорукий бандит, найди пару и три сундука. Из сундука выпадают предметы.

Эти самые предметы хранятся на панели снизу только на карте мира. Перед стартом уровня можно одеться в костюм енота, превратиться в тучку, чтобы перескочить сложную клеточку, заранее съесть цветок или звездочку. Важное преимущество, если использовать где надо.

Да, я забыл сказать, что именно здесь развилась фишка Марио одеваться в костюмы. В новом Super Mario Odyssey можно перевоплощаться во врагов. Геймплей полностью меняется в такие моменты. Здесь же превращение не выбивает из ритма, смотрится как логичный апгрейд после гриба.

Енот, главный маскот игры, может бить хвостом вперед и недолго парить. Упрощает платформинг. Любой урон сбрасывает костюм, потом сбрасывает увеличение и убивает уже маленького Марио. Те же 3 сердечка, но намного интереснее.

Среди предметов можно заиметь себе дудочку, которая позволит прыгнуть в другой мир. Бродячие по карте обезьяны, а есть и такие, превратятся в корабль, если выполнить ряд условий: совместить 11-кратное количество монет с определенной последней цифрой очков и секундомера.

Вы знали, что сквозь белые блоки можно провалиться на задний план за декорации? На самих уровнях спрятана масса ходов и лазов, открывающихся способностями разных костюмов и просто большим любопытством. Например, есть костюм, позволяющий летать. Даже без разгона. С ним в облаках ждут сюрпризы.

В скудный набор недостатков можно записать недостаточное использование нелинейности на картах и легких, однообразных боссов. Последнее — большой просчет. В каждом замке ждет одна и та же шипастая черепаха.

Золотая середина между простотой и излишним украшательством в серии Марио — Super Mario Bros. 3. Два недостатка выше, счастливые дни детства и доказанная актуальность новым прохождением дает мне уверенность в оценке  из 10.

Принцип «переигрывай и учись» действует в полную силу. Уровни маленькие, не дают устать. Концентрированное веселье. Ничего лишнего, но много сверх нормы.

Nintendo ставит в приоритет качество, и у них все получается. Super Mario Galaxy, New Super Mario Bros. Wii, тот же Super Mario World — отличные платформеры. Но Super Mario Bros. 3 останется золотой серединой и самым сияющим сокровищем в серии Super Mario. По крайней мере, для большинства ровесников усатого Марио.

Читайте также...

Оставить ответ

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Войти с помощью: 
Сообщать о
wpDiscuz