The Legend of Zelda: Ocarina of Time — почти лучшая игра в истории

Сыграть в The Legend of Zelda: Ocarina of Time, это как посмотреть Гражданина Кейна. Вы просто обязаны это сделать для общего развития. Лучшее произведение в своем виде искусства надо знать.

Видеоигра 1998 года от японской компании Nintendo действительно занимает единоличное первое место с 99-ю баллами среди всех игр в истории на сайте Metacritic. Ее превозносят журналисты и одаривают бесконечной любовью игроки нескольких поколений.

На Западе The Legend of Zelda — настоящий культ. Как Звездные Войны. Люди серьезно называют своих детей именем светловолосой принцессы. В наших странах консоли Nintendo после Dendy обходили юных геймеров стороной. Конкретно Зельды на пиратских картриджах вообще не было.

Это не повод оставаться в стороне от мирового хайпа вокруг запредельного качества франчайза, каждая следующая игра которого претендует на звание лучшей. Только сейчас я добрался до Зельды, и решил познакомиться с несколькими частями, имевшими огромное влияние на игровую культуру и индустрию.

Конечно, это первая на NES, последние на Wii и еще одна, особенная. Жемчужина, открывшая новые горизонты. Преодолевшая трудности, которые считались тупиками. Светлая, большая, незабываемая The Legend of Zelda: Ocarina of Time.

Zelda Ocarina farm

Прежде чем пинать за дело святое, расскажу в общем о феномене Зельды. Да, я тоже подвергся его влиянию в конце концов. У нее какая-то волшебная формула, которая завлекает в свой мир, побуждает с жадностью изучать и пробовать все новые найденные приключения.

В основной серии ровно за 30 лет вышло 17 игр. К будущему 2017-му году готовится восемнадцатая — Breath of the Wild. Основные каноны, сформировавшиеся в первых частях, бережно сохраняются до сих пор. Они гениальны и просты.

У серии нет общего сюжета. Однако фанаты десятилетиями спорили о хронологии и строили теории. Самая популярная из них говорит, что после событий Ocarina of Time появляются три временные линии: взрослого, маленького и поверженного Линка.

Сам Сигеру Миямото связывал первые две части; очевидно, что дилогия с N64 и Twilight Princess связаны, так как это говорится устами самих персонажей. Есть еще несколько примеров. Но идея разветвленности — лишь одна из гипотез людей, решивших с чего-то, что здесь есть последовательно развивающийся рассказ.

Я склоняюсь к тому, что игры о Зельде, кроме тех, где это очевидно, не связаны между собой никак, кроме собственной вселенной. Это всегда новая история про Линка, спасающего Зельду и королевство. Зачем искать последовательность, если ее нет? Nintendo не говорит о ней. Очевидно, что создатели даже не думали связывать свои игры общей хронологией, а просто делали отдельные истории Линка.

Надо отдать должное старанию разработчиков. Несмотря на общие каноны, которые кому-то могут надоесть, им всегда удавалось снабдить новое творение чем-то уникальным. Гибкий сюжет в Oracle of Seasons/Ages, плотное повествование и мрачный стиль Twilight Princess, уникальное управление Skyward Sword.

Zelda Ocarina n64

Золотой картридж и консоль N64 в фанатском тематическом оформлении.

Команда во главе с Миямото приступила к созданию Ocarina of Time в середине 90-х. В разгар пятого поколения консолей и правления PlayStation. Но работать пришлось с Nintendo 64, которая загнала программистов и дизайнеров практически в тупик.

Объем картриджа составлял 32 мегабайта. Мощности консоли были сильно ограничены. А по задумке требовалось создать полностью трехмерный открытый мир с минимумом загрузок. То есть, амбиций было больше, чем у Final Fantasy 7. Именно с шедевром Сакагучи проводилось сравнение в то время. А ведь шедевр этот вышел на трех дисках по 700 мегабайт каждый!

Движок от Super Mario 64 не справлялся с такими большими локациями. Его переделали, потом совладали с перегрузкой оперативной памяти. Дальность прорисовки сделали мизерной, объекты, которые не видел игрок, не существовали. Процессор успевал отрисовывать окружение, пока поворачивалась камера.

Ничего этого бы не было, если бы не консервативность и упрямство Nintendo. Но талант их работников позволил выйти полностью трехмерной Зельде на картридже.

Zelda Ocarina n64 controller

Так выглядел оригинальный контроллер консоли Nintendo 64. Вспомните его, если будете настраивать управление на эмуляторе. На четыре желтые С-кнопки вешается активация предметов.

Если не вдаваться в сюжетные подробности, то Линку, живущему среди лесного народа Кокири, предстоит спасти будущее всего Хайрула. Однажды к нему прилетает фея Нави и приглашает к дереву Деку. После освобождения великого дерева от паразита, хилианец отправляется в путешествие к замку прочь из родной деревни.

Подруга детства Сария провожает Линка, и дарит ему окарину. Это ключевой предмет, мелодии которого постоянно приходят на помощь в важных местах. Пробравшись в замок, мальчик в зеленом колпаке встречает маленькую принцессу Зельду.

Она просит отыскать духовные камни, чтобы те не попали к Ганондорфу, человеку из пустыни, который втерся в доверие к королю. Зельда видела в своих видениях героя, пришедшего из леса, поэтому доверяет незнакомцу важную миссию.

Но когда радостный Линк приходит к столице, чтобы рапортовать об успехе, видит, как принцесса бежит из замка, гонимая предателем в черной одежде. Последнюю надежду, Окарину Времени, ключ к будущему и к нахождению трайфорса, девочка выкидывает в водоем, зная, кому достанется артефакт.

Музыкальный инструмент заменяет в инвентаре окарину, которую подарила Сария. Как-то грустно.

Zelda Ocarina comix

У Линка много «принцесс» для спасения в этой части. С каждой есть намек на романтическую линию. Ну, кроме Малон, дочери владельца ранчо. Однако именно их потомок, судя по многочисленным признакам, трудится на ферме и спасает королевство в Twilight Princess.

После этого начинается основной виток сюжета. Путешествуя между настоящим и будущим, где столица лежит в руинах и наполнена зомби, Линку надо разбудить 5 мудрецов, сила которых даст шанс сразиться с Ганондорфом.

Взрослому Линку доступно намного больше способностей, так что здесь игра и раскрывается полностью. Это настоящее эпическое приключение с сюжетными интригами и множеством персонажей. Сорокаминутная развязка, где надо действовать сообща с Зельдой под давлением времени и падающей башни, просто шикарна.

Zelda Ocarina figureВнутриигровые сцены впервые в серии получили неплохую режиссуру с пролетами камеры, визуальными приемами. Диалоги, правда, остались на уровне объяснений и очень простеньких проникновенных фраз.

Одновременно с этим, если на минуту задуматься над сюжетом, он вполне трагичный и даже мрачный. Ведь Сария не дождалась своего друга, который пропал и так не связался с ней. Она умерла, охраняя лес. Дарунья погибает, пытаясь в одиночку сразиться с монстром, угнетающим его народ.

Зельде пришлось многие годы скрываться от Ганондорфа, стать сильной, научиться выживать. Она единственная в итоге осталась жива среди мудрецов. И ее поддерживала лишь призрачная надежда, что мальчик из прошлого жив. К сожалению, все это уже домыслы, закрытые в самой игре пеленой сказки.

Несколько слов о графике. Тут надо держать в памяти, какой стоял год. Она угловатая и совсем не смотрится сейчас. Но яркая, насыщенная. Ее недостатки тщательно скрыты. О них забываешь, и наслаждаешься процессом. Неважно, что FPS всегда на уровне 20-ти кадров.

Zelda Ocarina of Time scr 00

Игровой процесс — однозначно самая сильная сторона любой Легенды о Зельде. У нас есть открытый мир, поделенный на локации, но без определенных предметов и умений в некоторые его части не попасть. Самые важные предметы добываются в подземельях.

Подземелья сильно отличаются от любой локации. Это лабиринты, наполненные головоломками. Как маленькими, вроде зажечь все факелы, чтобы поднять решетку, так и глобальными, вроде изменения уровня воды, открывающего и закрывающего многие проходы.

Обычно каждая такая череда комнат построена с учетом постоянного применения какого-то предмета, взятого специально перед этим или прямо на месте. В Храме Теней много иллюзорных стен, видимых через лупу. А постоянно снимать и надевать утяжеленные ботинки в Храме Воды просто до невозможности раздражает.

Набор больших подземелий, сначала три, а потом пять штук, необходимо пройти по сюжету, чтобы получить духовные камни и мудрецов себе в помощь. После победы над боссом дают дополнительное сердечко, как бонус, и один из предметов, отображающийся в меню статистики. Впоследствии открывается проход во дворец Генона.

Zelda Ocarina of Time scr 21

Пример изобретательного геймплея — луч от одной ведьмы надо умудриться отразить во вторую.

По вот такой схеме прохождения построены почти все Зельды. В этой игре даже есть мини-подземелья вроде поселения разбойниц. Здесь вообще очень много контента. Любую баночку для ношения лечебного зелья необходимо находить, выполняя квесты у персонажей или какие-то условия.

Надо искать. Поиски — главная проблема в плохом и хорошем смысле. Вы не знаете, где брать задания, где и как их выполнять. Если решение головоломок почти всегда логично, если хорошо подумать, то поиск предметов — испытание для выносливых и терпеливых. Или можно просто заглянуть в гайд.

Больших побочных квестов, не связанных с основной историей, нет. Максимум придется носиться с ингредиентами по всему миру и летать на курочках, чтобы добыть крутой меч. Зато мелких заданий, завязанных на мини-играх, — масса. Есть рыбалка, охота на привидений, верховая стрельба, продажа масок.

Кроме экипировки, без которой не пройти игру, можно найти множество апгрейдов и расходников, облегчающих жизнь. Фонтаны ужасных на вид великих фей наделяют новыми заклинаниями. Крупные подвиги дают части сердца. Четыре части собираются в дополнительное большое сердце на полоске здоровья.

Отдельно стоит упомянуть глобальную миссию по сбору ста золотых жуков. Они скрыты буквально всюду! За определенное количество золотых жетонов обращенные в пауков жители в деревне Какарико поделятся призами. Самый ценный из которых — расширение объема кошелька.

Собрать все, что есть в игре, становится делом чести. Это очень азартное занятие. Главное, остановиться на 50-ти жуках. Дальше углубляться в поиски имеет мало смысла. Здесь масса секретов. Окарина Времени создана для вас, если вы любите исследовать и собирать.

Боевая система состоит из пары приемов, перекатов, блоков и дальнобойного оружия. Есть фиксация на цели, просто необходимая с местной камерой. Бои простые и ненавязчивые. В двухмерных частях и в более новых они гораздо увлекательнее. Это не относится к боссам — сражения с ними хоть и легки, но всегда изобретательны.

Zelda Ocarina of Time scr 01-1

Такие варианты выбора в диалоге — для галочки.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time, несомненно, шедевр. Но в «лучшей игре в истории» масса спорных сторон. До этого момента я старался избегать их в рассказе, но сейчас попробую разобрать.

Управление ощущается вполне удобно. Движения четкие, чувствуется вес героя и предметов. Но камера, хоть и очень старается, неудобная. Плавание тоже реализовано не очень. Режим от первого лица сносен, но удобным назвать его не получается.

Я долго привыкал к особенностям механики. К тому, что вещи надо экипировать, чтобы предъявить НПС. Их постоянно приходится менять — трех слотов не хватает. А это не так удобно, как в A Link to the Past, ибо меню состоит из 4-х экранов, намного более громоздкое.

Постоянно приходится пользоваться мануалами, текстовыми прохождениями, ютубом. Я пользовался всем этим сразу! Иначе большинство неочевидных предметов вообще найти без шансов.

А чтобы хотя бы двигаться дальше по сюжету, надо исследовать и исследовать предыдущие и текущие локации. Даже не зная, что ты ищешь, и где оно может быть. Время в бесплодных блужданиях очень не хочется тратить.

Схема сюжета ну полностью содрана с A Link to the Past. Еще там я ругал ее за излишнюю простоту. Точно так же игра поделена на 2 блока. Неопытный Линк по просьбе Зельды находит три предмета в трех подземельях. Далее случается сюжетный поворот. Избранный хилианец получает предмет, позволяющий перемещаться в измененную копию мира. Будь то будущее или альтернативная реальность. Там следует отыскать еще 6 предметов (людей), которые откроют путь к финальному подземелью, трайфорсу и спасению Зельды. Что в A Link to the Past, что в Ocarina of Time — один в один.

Zelda Ocarina of Time scr 23-1

Сюжет разговаривает предельно простыми фразами из героических сказок.

Да, здесь есть забавные сайд квесты, интересные персонажи (преимущественно девочки) и несколько открытий подоплеки происходящего. Но как такую кальку можно называть хорошим сюжетом лучшей игры в истории? Единственное, что хочется отметить, хорошую для своего времени постановку кадра в сценах.

Zelda Ocarina of Time scr 18

Это не баги, а обычная квестовая локация.

Диалоги несравненно лучше, чем в прошлых частях. История уже ощущается, как нечто последовательное, а не абстрактное, служащее лишь, чтобы оправдать наличие подземелий. Но настолько простенький сюжет, настолько детские реплики…

Присутствует много раздражающих элементов или попросту вызывающих недоумение. Эти объяснения от Филина ужасно неуместны. Фея Нави — не персонаж, а справочная капитана Очевидность. На текстуры большинства стен невозможно смотреть — это просто ужас. Почему в магазинах нечего покупать? К чему эта пустая буферная зона в виде поля Хайрула?

Главное достоинство The Legend of Zelda: Ocarina of Time — оторваться от нее просто невозможно. Геймплей настолько плавный и отзывчивый, что очень хочется справляться с трудностями и двигаться дальше.

Если вы не знакомы с серией The Legend of Zelda, то обратите внимание на Ocarina of Time. Она как раз вобрала в себя все лучшее. Конечно, следует лояльно относиться к ранней 3D графике. Это затягивающее приключение со сказочной атмосферой и технологическое чудо своего времени.


A-Whell Zelda Ocarina 9  Эту Зельду есть, за что уважать

Увлекательный геймплей, самоотверженность разработчиков и причастность к великой серии создает воодушевляющее ощущение, от которого легко получать удовольствие.

Читайте также...

Оставить ответ

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Войти с помощью: 
Сообщать о
wpDiscuz